Договор перевозки груза

Договор перевозки груза заключается между грузоотправителем и перевозчиком. Документ подтверждает, что между сторонами возникли договорные отношения и является основанием для перевозки. Договор также определяет условия перевозки и устанавливает ответственность сторон за их нарушения. Грамотно составленный документ защищает интересы сторон и определяет порядок разрешения возможных споров.
Помимо т.н. существенных условий (реквизитов сторон, информации о грузе, транспорте, водителях, объектах загрузки и выгрузки, стоимости услуги и т. д.), договор может содержать другие положения. В нём может быть прописана ответственность сторон за различные нарушения, указаны требования к транспорту, упаковке груза, времени доставки и т. д. Такие положения не должны противоречить основным нормативным актам, регулирующим автоперевозки — главе 40 Гражданского кодекса, «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом» и «Уставу автомобильного транспорта» (УАТ) и другим российским законам.
Например:
штраф за простой транспорта стороны могут согласовать сколь угодно большие — УАТ определяет лишь его минимальный размер. Но компенсация за потерю груза, в соответствии с ГК, не может превышать его объявленной стоимости.
Заключение договора подтверждается оформлением транспортной накладной (ТН). Строго говоря, оформление ТН уже говорит о том, что стороны вступили в договорные отношения. Но работа без договора, описывающего условия перевозки, чревата огромными рисками (в случае возникновения разногласий, например, задержки оплаты или транспорта, заявителю не к чему будет аппелировать, ведь эти условия нигде не прописаны), поэтому договор перевозки груза (или его упрощённые аналоги в виде заказа или заявки) заключаются практически всегда.
Груз может перевозиться не только по договору перевозки, но и по договору экспедиции. Это другой документ, который регулируется 801 статьёй ГК и применяется только при экспедировании.
Договором перевозки обычно называют долгосрочный договор, заключённый в рамках постоянного сотрудничества. Как правило, это рамочный документ, определяющий общие условия перевозок. Дополнением к такому договору может выступать заявка или заказ, описывающий конкретное поручение, например, перевозку одной партии товара.
Если заказчик и перевозчик постоянно сотрудничают и работают по одному договору перевозки грузов, в нём, как правило, указывается, что сведения о грузе, транспорте и другие существенные условия прописаны в заявке. В таком случае в самой заявке также указывается ссылка на основной договор.
С точки зрения подтверждения договорных отношений, договор перевозки и заявка (заказ) равноценны, поэтому для выполнения разовой перевозки часто заключают только заявку или заказ.

Договор перевозки груза: определение в Гражданском кодексе

Статья 785 ГК РФ описывает договор перевозки груза.
В ней всего два положения. Первое определяет обязанности сторон договора: перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения и передать уполномоченному лицу, а грузоотправитель — оплатить предоставленную услугу.
Второе положение уточняет: заключение договора подтверждается составлением и выдачей ТН (или другого документа, удостоверяющего право собственности на груз, например, коносамента).

Образец договора на перевозку груза

Шаблоны электронных договоров на перевозку грузов доступны в системе электронного документооборота «АТИ-Доки» — их составили профессиональные юристы ATI. SU:

Что указать в договоре перевозки грузов

Стандартный шаблон договора может быть дополнен и расширен в соответствии с нуждами сторон.
Как мы уже писали, любые дополнительные условия не должны противоречить действующему законодательству (например, компенсация за порчу груза не должна превышать его объявленную стоимость) — в противном случае, если дело дойдёт до судебного разбирательства, такие условия будут признаны ничтожными.
Помимо реквизитов сторон, адресов объектов погрузки и выгрузки, данных о грузе и других существенных условий в договорах часто прописывают:
  • Cторону, которая возьмёт на себя погрузочные и разгрузочные работы. Обычно это грузоотправитель и грузополучатель, но иногда эту обязанность берёт на себя перевозчик.
  • Характеристики транспортного средства. Если выяснится, что ТС не подходит для перевозки конкретного груза, перевозчик будет оштрафован в соответствии со ст. 791 ГК РФ.
  • Дополнительные услуги от перевозчика, например, упаковку груза. Если такая услуга не прописана, то за упаковку, в соответствии с УАТ, отвечает отправитель.
  • Сроки доставки. Если они не прописаны, то ориентироваться стоит на УАТ — он устанавливает сроки в 10 дней для перевозки по городу и в область и 30 дней для перевозки в другую страну. По истечении этих сроков груз считается утерянным, и с перевозчика можно требовать компенсацию.
  • Ответственность перевозчика за целостность груза, соблюдение сроков доставки, своевременную подачу транспорта, его соответствие требованиям заказчика.
  • Ответственность заказчика за срыв погрузки, простои транспорта, задержки оплаты.
  • Сроки оплаты (обычно указываются в банковских днях).

Ответственность сторон

В соответствии со ст. 785 ГК РФ, перевозчик берёт на себя ответственность за доставку вверенного груза и передачу его получателю, а отправитель — за оплату перевозки. Ответственность за груз у перевозчика возникает в момент принятия груза по ТН.
В договоре может быть прописана ответственность сторон за нарушение других обязательств.
Например, если перевозчик опасается, что погрузку или выгрузку могут по какой-то причине задержать, он может прописать в договоре штраф и оценить каждый час простоя машины в тысячу рублей. Если же не указать размер штрафа в договоре, компенсацию за простой всё равно можно будет получить в соответствии со ст. 35 УАТ — в размере одного процента среднесуточной провозной платы.
Иными словами: если в договоре не прописана ответственность сторон за нарушение тех или иных условий, она определяется общими нормативными актами.
УАТ и «Правила перевозок грузов…» регламентируют ответственность сторон в часто встречающихся ситуациях: это просрочка оплаты, несвоевременное предоставление транспорта или невывоз груза по вине перевозчика, порча или потеря груза, непригодность транспортного средства и так далее. Размеры штрафов за многие нарушения могут быть установлены сторонами договора, если это не противоречит законодательству.
Если разногласия не удаётся решить в досудебном порядке, одна из сторон может обратиться в суд по месту жительства ответчика. Если одна из сторон договора — физическое лицо, подсудность поменять не выйдет. Но если обе стороны — предприниматели (ИП или юрлица), подсудность можно поменять. Для этого нужно указать в договоре, что споры рассматриваются в арбитражном суде удобного для вас региона.

Оформление электронного договора в системе электронного документооборота «АТИ-Доки»

Договор перевозки груза, как и любой другой документ, может быть оформлен в электронном виде. Сделать это можно прямо на ATI.SU, с помощью системы электронного документооборота АТИ-Доки.
Если вы зарегистрированы на Бирже, то уже являетесь пользователем АТИ-Доков. Чтобы начать пользоваться системой, необходимо подключить электронную подпись — ей вы сможете заверять договоры и другие электронные документы.
Шаблоны договоров перевозки можно найти по ссылке: как и в случае с бумажными документами, вы можете изменять их и добавлять необходимые положения. Шаблоны составлены профессиональными юристами: их можно использовать для создания договоров перевозки грузов, импортировать в .pdf и пересылать партнёрам, которые уже пользуются АТИ-Доками.